Прикладная конфликтология для журналистов

Прикладная конфликтология для журналистов

собрание сочинений Gatchina3000.ru ... журналисты и редакции СМИ могут быть, и нередко бывают инструментом обострения, а иногда и развязывания конфликтов. Избегать этого, по мнению авторов сборника, помогает знание и умение пользоваться достижениями современной теории конфликтов, приверженность нормам права и профессиональной этики.

Содержание   ◦   PDF версия

Международно-правовые средства определения границ допустимого в освещении социальных конфликтов

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы России. Следовательно, потенциал соответствующих международно-правовых средств нужно знать и активно использовать.

Принцип свободы слова является одним из краеугольных камней современной цивилизации. И нормы международного права определяют свободу информации и выражения мнения как одну из основ демократии.

Уже на своей первой сессии в 1946 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 59 (I), в которой говорится:

«свобода информации — это фундаментальное право человека и ... основа основ всех свобод, ради которых создана Организация Объединенных Наций».

Принцип свободы выражения мнения неоднократно подтверждался множеством самых авторитетных международных документов.

Однако международные правовые нормы подразумевают также, что должны быть некоторые ограничения, касающиеся, в частности:

распространения, провоцирования, стимулирования, или оправдания расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма или других видов ненависти на основе нетерпимости, включая нетерпимость в виде агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации или враждебности в отношении меньшинств, мигрантов и лиц с эмигрантскими корнями в качестве уже упомянутого нами hate speech — языка вражды (рекомендации Кабинета Министров Совета Европы № R /97/ 20).

В контексте правового противодействия hate speech , в первую очередь, нужно отметить Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года. Норма ст. 4 (а) этой Конвенции определяет:

«государства-участники объявляют караемым по закону преступлением всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, а также все акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, а также предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование».

Среди норм международного права, призванных защищать экологию окружающего нас информационного пространства, важнейшую роль играют нормы Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года. Эти широко известные международно-правовые акты, ясно и твердо провозглашая свободу массовой информации, вместе с тем содержат определенные ограничения для реализации этой важнейшей информационной свободы, знание которых необходимо журналистам в ходе деятельности по освещению конфликтов.

Например, Международный пакт о гражданских и политических правах нормой ст.19 предусматривает:

«Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору».

Вместе с тем пользование этими правомочиями, как это записано в этой же статье,

«...налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны, быть установлены законом и являться необходимыми:

а) для уважения прав и репутации других лиц,

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».


Закрепленная в этом и иных подобного типа актах необходимость в некоторых ситуациях законодательно ограничивать свободу массовой информации обосновывается не менее важной социальной потребностью обеспечить защиту государственной безопасности, общественной нравственности и здоровья населения, прав и свобод граждан и других приоритетных ценностей бытия.

Трагедия террора. Как освещать?

Современный этап развития человеческой цивилизации сопровождается активизацией деятельности экстремистских организаций, основным аргументом которых в разрешении того или иного конфликта является террор. За последние годы эта угроза приобрела глобальный, планетарный характер. Причем развивающейся тенденцией современного терроризма является попытка переноса пространства соответствующих акций на телеэкраны, мониторы компьютеров, страницы газет и журналов.

Поэтому проблема должного освещения средствами массовой информации конфликтов, связанных с терроризмом, становится все более актуальной. Мировое сообщество пытается сформировать свои ответы на эти вызовы времени и облечь их в правовую форму. Значимым примером этого могут служить следующие положения Декларации Комитета министров Совета Европы «О свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом», принятой Комитетом министров 02.03.2005 года на 917-м заседании на уровне заместителей министров:

«Комитет министров Совета Европы, напоминая ..., что в своей борьбе с терроризмом государства должны следить за тем, чтобы, не принимать мер, идущих вразрез с правами человека и основными свободами, в том числе со свободой выражения мнений — одной из тех самых опор демократического общества, которые стремятся уничтожить террористы;

Отмечая значение, какое в конкретных условиях борьбы с терроризмом могут иметь меры, по саморегулированию, принимаемые средствами массовой информации;

— призывает органы, государственной власти в государствах-участниках:

— не вводить каких бы то ни было новых ограничений на свободу выражения мнений и информации в СМИ, кроме абсолютно необходимых и соразмерных в демократическом обществе, и лишь после тщательного изучения вопроса о том, не достаточно ли для этой цели уже имеющихся законов или иных мер;

— воздерживаться от принятия мер, которые приравнивали бы освещение проблемы терроризма в СМИ к поддержке терроризма;

— гарантировать СМИ право быть в курсе обвинений, выдвинутых судебными органами против лиц, являющихся фигурантами антитеррористических судебных разбирательств, а также право следить за такими разбирательствами и вести с них репортажи, в соответствии с национальным законодательством и при должном уважении к принципу презумпции невиновности и праву на уважение частной жизни; эти права могут быть ограничены, в предусмотренных законом случаях, если их осуществление способно нанести ущерб тайне следствия и полицейского расследования, либо замедлить или воспрепятствовать ходу такого расследования, и без ущерба для исключений, упомянутых в п. 1 ст. 6 Европейской конвенции по правам человека;

Предлагает средствам массовой информации и журналистам рассмотреть следующие предложения:

— помнить о своих особых обязанностях в контексте борьбы, с терроризмом, чтобы, не способствовать осуществлению целей террористов; в частности, они должны следить за тем, чтобы не усиливать чувства страха, которое могут вызвать террористические акты, и не предоставлять террористам общественной трибуны через несоразмерное внимание к их деятельности;

— принять меры по саморегулированию там, где их еще нет, или приспособить существующие меры таким образом, чтобы они могли эффективно отвечать на этические вопросы, возникающие в связи с освещением терроризма в СМИ, и претворять их на практике;

— воздерживаться от любой самоцензуры, результатом которой было бы, лишение общественности информации, необходимой ей для формирования своего мнения;

— помнить о той важной роли, какую они играют в недопущении «разжигания ненависти» и призывов к насилию, а также в укреплении взаимопонимания;

— отдавать себе отчет в той опасности, какую СМИ и журналисты могут неумышленно создать, выступая в качестве инструмента для выражения расистских или ксенофобских чувств либо ненависти;

— следить за тем, чтобы распространяемая ими информация не создавала угрозы, для безопасности людей и проведения антитеррористических операций или судебного расследования террористической деятельности;

— уважать честь, безопасность и анонимность жертв террористических актов и их семей, а также их право на уважение их частной жизни, гарантированное статьей 8 Европейской конвенции по правам человека;

— уважать право на презумпцию невиновности лиц, преследуемых в рамках борьбы с терроризмом;

— принимать во внимание важность разграничения между подозреваемыми и осужденными террористами и группой (национальной, этнической, религиозной или идеологической), к которой они принадлежат или точку зрения которой они, по их заявлениям, разделяют».


Анализ международно-правовых принципов и норм должен вывести нас на четкий вывод: всякое национальное правовое регулирование реализации свободы массовой информации должно одновременно и гармонично «работать» на удовлетворение двух основных требований.

С одной стороны, обеспечивать свободу информирования и выражения мнений по поводу предмета того или иного конфликта. С другой, — не давать легальной возможности для деструктивного развития конфликта по причине нетолерантного характера его освещения, в том числе из-за использования выражений, свойственных языку вражды. Юридическое противодействие такому негативному информационному влиянию на развитие конфликта должно вестись умно и тонко, дабы не ущемить при этом свободу массовой информации.

 


публикуется с разрешения правообладателя © Copyright Центр экстремальной журналистики, 2006
Телефоны: +7 (095) 201-7626, +7 (095) 201-3550
Факс: +7 (095) 201-7626
Адрес: 119992, Москва, Зубовский бульвар 4, комн. 101
E-mail: center@cjes.ru
Сайт: www.cjes.ru



Rambler's Top100
© gatchina3000.ru, 2001-2008