Прикладная конфликтология для журналистов

Прикладная конфликтология для журналистов

собрание сочинений Gatchina3000.ru ... журналисты и редакции СМИ могут быть, и нередко бывают инструментом обострения, а иногда и развязывания конфликтов. Избегать этого, по мнению авторов сборника, помогает знание и умение пользоваться достижениями современной теории конфликтов, приверженность нормам права и профессиональной этики.

Содержание   ◦   PDF версия

Немного о «страшилках»

Источники и причины страшилок

Как видно из сказанного, причины появления публикаций и передач, в которых грубо искажается религиозная действительность, самые разные. Это и элементарное невежество, и умышленное искажение обстоятельств и фактов, и искреннее заблуждение.

На прилавках книжных магазинов сегодня можно купить самую разнообразную литературу, рассказывающую о различных религиозных организациях. Однако нередко данная литература, несмотря на ее претензии на объективность и светскость, носит сугубо конфессиональный и апологетический характер, когда все иные верования рассматриваются как заблуждение в отличие от какой-то одной конфессии.

Профессиональный подход требует, чтобы журналист ориентировался на независимые источники и данные, полученные из одного источника, подтверждал по крайней мере из другого — также независимого. Так, для непредвзятого читателя должно быть понятно, что если справочник «Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера» выпущен Миссионерским отделом Русской Православной церкви — Московского Патриархата (Белгород, 2002), то он не может быть в полной мере беспристрастным, ведь этот источник назвать независимым нельзя. Он имеет ясную пропагандистскую направленность. И она видна в попытке дать классификацию так называемым деструктивным культам и в определении некоторых слов, которые используют также и журналисты.

К «деструктивным религиозным объединениям» авторы справочника относят самые различные организации, в том числе экологические организации, последователей Порфирия Иванова, учение политолога Александра Дугина, коммерческий культ «Гербалайф», международную академию информатизации и т.п.

В названном списке не хватает, пожалуй, Деда Мороза со Снегурочкой, Карлсона и других сказочных персонажей, а также нескольких десятков авторитетных общественных организаций. А к политологическому учению Александра Дугина логично было бы добавить политические позиции известных политологов или журналистов, таких, как Глеб Павловский, Михаил Леонтьев или кто-либо другой.

Доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ М.О. Шахов справедливо считает, что справочники так называемого «антисектантского» направления часто содержат не вполне объективную информацию, поскольку конфессиональные СМИ неизбежно являются в той или иной мере пристрастными.

А с точки зрения журналистики самое важное, что публикуемые сведения должны соответствовать действительности и не порочить честь и достоинство верующих и религиозных объединений. Очевидно, что огромное количество недостоверных данных, исходящих из средств массовой информации, постепенно перерастает в негативное отношение к представителям религиозных меньшинств, а выпады против «сект» и «сектантов» разжигают ненависть по отношению к неправославным.

Страшилка для школьников

В «Основах безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования, часть II» (М., 2002) утверждается, что международная религиозная организация «Армия Спасения», «представляя евангельскую протестантскую ветвь христианской церкви, по существу является военизированным формированием с жесткой иерархической системой, воинскими званиями и формой, приказами и четкой подчиненностью младших старшим».

Наряду с «Армией Спасения» в данном учебном пособии к «деструктивным сектам» отнесены «Новоапостольская церковь», «Церковь объединения», «Церковь Христа», «Свидетели Иеговы», «Богородичный центр» и др. Указывается, что таких организаций по всей России более 1000. Подчеркивается, что «помимо официально зарегистрированных по сути тоталитарных организаций в российское образование стремятся внедриться ряд неформальных деструктивных течений и культов», «неуравновешенные» члены которых способны «на единичные экстремистские и террористические акции». Делается следующий вывод: «не вызывает сомнений, что основным направлением противодействия терроризму является достоверная информация о названных и других организациях, которые потенциально и реально питают такого рода явления».

Однако не приводится ни одного достоверного факта, ни одного судебного решения относительно названных религиозных объединений. Смысл этой страшилки в том, чтобы «промыть мозги» подросткам, вызвать у школьников негативные эмоции к названным организациям. Доказательств «деструктивности» или, скажем, потворства терроризму, или «тоталитарности», разумеется, нет.

Не случайно, что Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению четыре жалобы, в том числе и от названных организаций, по фактам дискриминации и ущемления прав верующих.

Страшилка для студентов

«Глубинные, стратегические по последствиям, антисоциальные особенности деструктивных культов, — пишет Т.Н. Кильмашкина в учебнике (sic!) «Конфликтология: социальные конфликты» (М., 2004), — кроются в основах их вероучений, а не в официальных уставах или рекламных материалах. Адепты культа, идентифицируя себя с его учением, легко становятся фанатичными исполнителями всяких экстремистских положений. Мотивация сектантов, как правило, намного сильней и устойчивей, чем у обычных уголовных преступников. Таким образом, государство должно быть заинтересовано в исследовании особенностей вероучений сект, приводящих к безнравственным и противоправным деяниям. В нашей стране процессы появления различных духовных и иных культов приобрели широчайший размах».

Далее к числу причин роста «сект» автор отводит «попытки расчленения истинной абсолютной религии — православия и других крупных традиционных созидательных вероучений».

Автор учебника для студентов объявляет православие «истинной абсолютной религией», а членов организаций, иначе относящихся к христианству, сравнивает с уголовными преступниками.

Такой текст нельзя считать ни научным, ни объективным, ни достоверным.

В приведенном примере очень высок эмоциональный фон. Автор использует эмоционально насыщенную лексику, что не свойственно научной речи. Слова и словосочетания «сектанты», «фанатичные исполнители», «экстремистский», «уголовные преступники», «безнравственные и противоправные деяния» призваны настроить читателя на негативную эмоциональную волну. Доказательства при этом не приводятся.

Объективный научный анализ показывает, что называемые автором «деструктивные культы» вовсе не антисоциальны. Наоборот, многие из них даже очень социально активны (в данном случае мы говорим, например, о протестантах — лютеранах, евангельских христианах, баптистах, пятидесятниках). Так, они проповедуют Евангелие, призывают соблюдать заповеди, поощряют рождение детей и укрепление семейных уз, проводят профилактическую работу с людьми по избавлению их от алкогольной, табачной и наркотической зависимости, поощряют честную трудовую деятельность, стремятся участвовать в общественной и политической жизни и т.п.

А что пишет автор учебника?

«Секты» стремятся «полностью завладеть человеком, сориентировать его исключительно внутрь секты, уничтожить все его свободные связи с миром»;

«...по сути своей все секты в той или иной степени деструктивны и тоталитарны»;

«...старые» секты — это отделившиеся в период Реформации от христианских церквей протестантские церкви (хотя по-настоящему их нельзя назвать церквами)»;

«в православии источником «старых» сект оказались старообрядцы-раскольники различных согласий. Отделяясь от большой (какой — неясно) секты, они с самого начала обречены на непрекращающееся собственное дробление... И хотя члены «старых» сект хранят свои семьи и добросовестны в работе, они нередко пассивны как граждане своей страны, склонны увиливать от воинской повинности, а, участвуя в общественном движении и политике, больше озабочены интересами своей секты»;

«опасность деструктивных сект вытекает из криминальных наклонностей их внутренней жизни, зомбирования» и т.д. и т.п.


Удивляешься, что такое может написать доктор наук!

 


публикуется с разрешения правообладателя © Copyright Центр экстремальной журналистики, 2006
Телефоны: +7 (095) 201-7626, +7 (095) 201-3550
Факс: +7 (095) 201-7626
Адрес: 119992, Москва, Зубовский бульвар 4, комн. 101
E-mail: center@cjes.ru
Сайт: www.cjes.ru



Rambler's Top100
© gatchina3000.ru, 2001-2008